Как подготовить малыша к садику — психологи раскрыли способы решения самых частых проблемных ситуаций
/ 21 Авг 2017 в 08:05
Как подготовить малыша к садику — психологи раскрыли способы решения самых частых проблемных ситуаций.
Не стоит отказываться от садика сразу, если ребенок не хочет туда идти!
Еще две недели— и начнется детсадовская пора. Как всякая жизнь в социуме, она не обойдется без выяснений отношений. И так как дети не всегда способны к анализу чувств и возможности тут же реализовать желания, этот процесс будет весьма эмоционален и даже может закончиться маханием кулаками.
Как подготовить малыша к садику
Вместе с экспертом Татьяной Михеенко, психологом высшей категории и психотерапевтом, мы рассмотрели типичные проблемные ситуации, вынеся за скобки участие в их разрешении педагогов сада. Конечно, ряд вопросов требуют их привлечения.
Но в большинстве случаев проблемы нужно решать с собственным ребенком, так как они возникают главным образом из-за поведенческих реакций детей, которым им прямо или косвенно научили родители. А значит, работать над проблемой, возникшей в саду, нужно прежде всего внутри семьи. Как подготовить малыша к садику?
ПОДРАЛСЯ С ТОВАРИЩЕМ— НЕ ВМЕШИВАЕМСЯ
Если драки ребенка происходят один раз в два-три месяца — это одна из форм взаимодействия детей, и предпринимать ничего не стоит. Если чаще — стоит выяснить подробности инцидентов у самого ребенка и воспитателя. Но если дерущиеся одного возраста, не спешите вмешиваться: дети учатся отстаивать личностные границы, а это умение им пригодится во взрослой жизни. К тому же, как правило, такие драки со временем сходят на нет.
Если чужой ребенок кидается стульями и прижимает к стенке вашего ребенка, угрожая вилкой выколоть глаза— ваше вмешательство необходимо, как и в случае, если драчун старше вашего ребенка или нападающих двое. При этом своему ребенку внушите, что о такой неравной атаке он должен обязательно рассказывать воспитателю.
Категорически запрещено во всех случаях решать проблему с обидчиком— только с его родителями.
Если зачинщик драк — ваш ребенок, рассказывайте ему на примере действий вымышленного мальчика, как можно взаимодействовать с детьми в той или иной ситуации без кулаков.
БОРЕТСЯ ЗА ЛИДЕРСТВО — КАЖДЫЙ ВЕЧЕР ИГРАЕМ В НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Дети, которые хотят стать центром, но не получают такого места в коллективе или теряют его, могут отказываться идти в сад, драться там, обижать конкурента, не слушать воспитателей. Такие реакции вызывает злость из-за невозможности быть победителем.
Выход — каждый вечер играйте с ребенком в любые настольные игры, и ни в коем случае не поддавайтесь. Это будет тренировать его умение принимать поражение. При этом, проигрывая сами, говорите: ох, не смог! Ну ничего, в следующем раунде победа за мной. Это закрепит у ребенка понимание, что жизнь — это череда побед и неудач, и приучит его спокойно реагировать на такое положение вещей.
ПОДАРИЛ СВОЮ ИГРУШКУ ДРУГУ— ХВАЛИМ И НЕ ОБЕЩАЕМ ЕЕ ЗАМЕНЫ
Притом хвалим за такой жест не только, если ребенок радостно сообщает о нем, но и когда хнычет, желая вернуть игрушку назад. Примерно так: «Я горжусь тобой! Теперь твой друг счастлив и радуется, так поступают настоящие друзья». Также объясняем, что подарки не забирают. Ни в коем случае нельзя говорить: «Не расстраивайся, купим новую».
Это учит не щедрости, а расточительству. Если же дарения происходят с завидной регулярностью— насторожитесь: возможно, это подкуп с целью расположить другого ребенка (детей), а такое чаще происходит при заниженной самооценке ребенка. Работайте над ее повышением и чаще хвалите чадо.
ДЕТИ ХВАСТАЮТ НОВИНКАМИ— ГОВОРИМ «ЗАТО»
Если ребенок огорчается из-за того, что Вася сегодня принес в сад брендового робота, а Маша — модную куклу из рекламы, каждый раз акцентируем его внимание: «Зато у тебя есть машина на управлении, а у Васи и Маши— нет».
Просит купить «такую игрушку, как у них?». Говорим: «Я услышала, и как будет возможность— куплю». Если ребенок не бредит этой игрушкой, напоминая вам о ней изо дня в день, — забудьте о ней и вы. Если просит, просит— постарайтесь купить альтернативу ей, равноценную по сути, но более щадящую для вашего бюджета. А если ребенок выдаст: «Это же не как у Васи», снова акцентируйте его на «зато».
У НЕГО ОТБИРАЮТ ИГРУШКИ— УЧИМ ОБЛИЧАТЬ
Объясните ребенку, что в таком случае нужно громко сказать: «Эта игрушка моя, и я тебе ее не давал». Как правило, публичное обличение действует на отбирающего, как стоп-кран, а ваш ребенок обходится от ябедничества.
Если отбирающий— ваш ребенок, то на примере истории сказочных героев из раза в раз разбирайте действия и чувства отнимающего и его жертвы. Скажем, шел ежик с корзиной яблок. А на мосту его остановил другой еж и отобрал корзинку.
Ваши вопросы ребенку: «Что почувствовал первый ежик?», «Почему именно это»?», «Хотел бы второй еж, чтобы так с ним поступил первый? Почему?», «Акак должен поступить второй еж, если захотел яблок или корзинку, принадлежащие первому ежу?».
Такой анализ будет записывать в сознании ребенка адекватные реакции на желание поиграть чужой игрушкой.
НЕ ХОЧЕТ УТРОМ ИДТИ В ДЕТСАД— УЧИМ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ
Если в саду ребенок хнычет, что хочет домой— возможно, это происходит из-за неумения существовать в коллективе и вне дома. Не спешите отказываться от сада: учите взаимодействию с ровесниками и не бойтесь слез ребенка— сейчас он расстраивается, но когда проблемы сосуществования с людьми станут масштабнее, у него будут навыки и опыт их разрешения.
Получить навыки социализации на детских площадках невозможно: да, дети играют с ровесниками, но за спиной всегда есть родитель, который защитит или подскажет пути решения конфликта, не дав ребенку даже толком осознать ситуацию.
ПОКАЗЫВАЕТ ПОПУ— АКЦЕНТИРУЕМ ВНИМАНИЕ НА РУКЕ
Демонстрирует вам (и не только вам) попу или гениталии — мол, ого-го, что у меня есть! Скажите: «А еще у тебя есть руки, ноги и голова». Не увидев особенного интереса у родителей, ребенок и сам потеряет к этим частям тела интерес.
Не переживайте, что ребенок продолжит «демонстрацию» в детсаду, откуда наверняка ее и принес. Повышенный интерес к гениталиям — часть полового развития детей, и он не станет нездоровым, если его не «подкармливать» своим вниманием.
Ну а если ребенок покажет попу в ответ на просьбу убрать разбросанные игрушки? Объясните недопустимость такой реакции на просьбы в принципе. И не акцентируйте на оскорбительности именно этого способа выражения протеста.
Как подготовить малыша к садику мы узнали.