Новый опасный золотистый стафилококк пришел в Россию из Сектора Газа
/ 28 Авг 2017 в 17:02
Исследователи из Детского научно-клинического центра инфекционных болезней (ДНКЦИБ) обнаружили в России новые генетические линии золотистого стафилококка, пришедшие с Ближнего Востока и из Европы, и некоторые из них опасны для человека.
© Kateryna Kon / Фотодом / Shutterstock
Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) — микроорганизм, вызывающий разнообразные инфекции у человека, начиная от воспаления кожи и заканчивая тяжелыми инфекциями кровотока. До внедрения пенициллина в клиническую практику S. aureus был главной причиной летальных исходов при бактериальных инфекциях. Этот микроорганизм может абсолютно бессимптомно колонизировать кожные покровы и носоглотку у человека и животных. Однако настоящую угрозу представляют метициллинрезистентные стафилококки (Methicillin-resistant S. aureus — MRSA).
Этот тип золотистого стафилококка обладает множественной лекарственной устойчивостью: он невосприимчив к действию всей группы бета-лактамных антибиотиков, куда входят пенициллины. Из-за того что устойчивость дополняется резистентностью (способностью к сопротивлению) и к другим антибиотикам, выбор препаратов для лечения инфекций, вызванных MRSA, весьма ограничен.
С MRSA часто связаны внутрибольничные инфекции. В больницах пациенты с открытыми ранами и с ослабленной иммунной системой подвергаются большему риску инфицирования, чем другие пациенты. В недавно опубликованном исследовании ученые подсчитали, что время пребывания пациента в стационаре с MRSA-инфекцией достигает 76 суток. Поэтому в 2016 году этот штамм включили в список микроорганизмов, угрожающих человечеству.
Как и многие бактерии, MRSA размножается делением клетки. В колонии можно выделить как относительно «безобидные» клоны, так и, наоборот, опасные — высоковирулентные, способные к заражению и устойчивые к новым антибиотикам. Клоны MRSA связаны с определенной географической территорией: одни генетические линии охватывают огромные территории и, наоборот, можно выделить клоны-эндемики (например, высоковирулентный клон ST8-USA300 встречается только в США).
Микробиологи из ДНКЦИБ исследовали образцы стафилококков, в том числе MRSA, из 15 регионов России. Применяя комплекс различных методов, включающих молекулярно-генетические, ученые обнаружили, что среди образцов стафилококков были бактерии MRSA разных генетических линий, в том числе происходящие из Центральной Европы и Сектора Газа (Палестина). Микробиологи провели скрининговое исследование в Москве, чтобы выявить носителей золотистого стафилококка среди работников крупной торговой сети. В исследовании приняли участие более 2000 здоровых людей, у которых брали носоглоточные мазки. В 21% случаев был выявлен «обычный» золотистый стафилококк, а у 11 испытуемых обнаружили MRSA. Ученые отмечают, что количество выявленных бактерий находится в пределах нормы: никаких заболеваний у испытуемых нет. До настоящего момента данных по опасному штамму MRSA в России не было.
«Мы живем в эпоху глобализации, происходит постоянный обмен высоковирулентными (способными к заражению) клонами. Допустим, есть стафилококк неопасный, а есть опасный, который несет в геноме токсины и устойчив к действию антибиотиков. В своей работе мы обнаружили MRSA у здоровых людей, и по проведенным молекулярным данным выяснилось, что эти бактерии пришли к нам из Сектора Газа. Это интересная клональная линия. Пока она ничем нам не угрожает, но это бомба замедленного действия. Если пациент попадает в стационар с любой банальной инфекцией, то он может распространить такие нехорошие стафилококки», — пояснил один из участников исследования, кандидат биологических наук Владимир Гостев.
По словам автора, другая генетическая линия, пришедшая из Центральной Европы (ST228 — «Южно-Германский» клон), характеризовалась устойчивостью к цефтаролину — новому дорогому антибиотику, лишь недавно появившемуся в России.
Появление новых генетических линий MRSA требует изменения подходов к диагностике, лечению и принятию срочных мер против стафилококковых инфекций.
Работа микробиологов, выполненная в рамках гранта Российского научного фонда (РНФ), опубликована в журнале Infection, Genetics and Evolution