Оптимизация здравоохранения, увы, не оправдала надежд тех, ради кого она и была затеяна по всей стране. Хотелось бы думать, что чиновники от здравоохранения надеялись в результате объединения поликлиник в амбулаторно-поликлинические центры уйти от очередей и сделать более доступными узких специалистов. Но все получилось с точностью до наоборот.
Чаще всего сегодня пациенты жалуются именно на очереди в поликлиниках и на трудности с получением направлений к узким специалистам. Это показал мониторинг, который недавно провели в России.
Свое мнение при опросе высказали 14 200 граждан России. Полностью довольных качеством работы поликлиник оказалось лишь 35% (каждый третий!); четверть (25%) участников мониторинга недовольны качеством, из них 8% и вовсе поставили «двойку» их деятельности, а 17% — даже «единицу».
Незначительные претензии имеются у 40% респондентов: 22% назвали качество хорошим, но не отличным, а 18% — удовлетворительным.
— Выходит, многие проблемы, которые тревожат российских пациентов, вопреки устоявшимся в обществе стереотипам связаны не с недостатком финансовых средств и отсутствием кадров, а лежат в плоскости неэффективного управления, — комментирует результаты мониторинга координатор проекта Виктор РОЖКОВ. — Кроме недоступности узких специалистов, наличия очередей респонденты указывали также на то, что в некоторых поликлиниках несвоевременно закупаются расходные материалы, неудовлетворительно работает регистратура, плохо организован прием специалистов — очереди растягиваются на часы.
Но самые распространенные жалобы граждан связаны с длительными сроками ожидания диагностики на аппаратуре, исследований и лечения выявленных болезней. 56% пациентов отметили трудности при записи на прием к специалистам, при получении направлений на анализы, а также долгое нахождение в очереди. Недовольство граждан вызывает также нехватка врачей (терапевтов, педиатров и других специалистов). На эту проблему обратили внимание 26% опрошенных. О некомфортной обстановке и плохих санитарно-гигиенических условиях в поликлиниках сказали 17% респондентов.
Высветилась и еще одна проблема — навязывание платных услуг и необходимость приобретать расходные материалы за свой счет (на это обратили внимание 14% граждан из числа опрошенных).
На отсутствие нормальных условий для инвалидов и маломобильных граждан указали 10% пациентов опрошенных. Еще 10% пожаловались на недоброжелательность, некомпетентность врачей, другого медицинского персонала, сотрудников регистратуры. И только 10% пациентов не сталкивались с проблемами в работе поликлиник.
Кстати, эти данные независимого мониторинга совпали с выводами проведенного Росстатом исследования в 2017 году под названием «Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населению». По данным Росстата, в прошлом году только 34,5% граждан (сегодня — 35%) в полной мере были удовлетворены работой поликлиник, к которым прикреплены. Тогда не в полной мере были удовлетворены 44,9%, совсем не удовлетворены 11,4%, остальные 9,1% не посещали поликлинику. То есть, пользуясь разными методами исследования, эксперты двух солидных организаций (ОНФ и Росстат) пришли, по сути, к одним выводам. Это говорит об актуальности для граждан затрагиваемых проблем качества работы медучреждений.
Но главное, чтобы эта критика была услышана в Минздраве РФ, а выявленные недостатки наконец устранены. Схожесть результатов опроса пациентов, проведенных в прошлом и нынешнем году, говорит о том, что тревожащие пациентов проблемы не решаются.
А что касается модернизации здравоохранения, то остается лишь повторить давно сказанное: хотели-то как лучше, а получилось…
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: