Новое исследование, проведенное сотрудниками компании Medisys, показало, что регулярное недосыпание (меньше 6 часов сна в сутки) может привести к тем же последствиям, что и злоупотребление алкоголем. Нехватка сна увеличивает риск ожирения, депрессии, инфарктов и инсультов.
Бодрствование в течение 18 часов отражается на когнитивных функциях так же негативно, как запойное пьянство. Страдает концентрация внимания и способность выполнять определенные задачи. Поэтому водить автомобиль при хроническом недосыпании не менее опасно, чем садиться за руль в нетрезвом виде, как выяснили ученые.
«Сон играет важную роль в регулировании гормонов, которые влияют на голод (грелин, кортизол и лептин), поэтому лишение сна увеличивает аппетит и приводит к перееданию и увеличению веса», — заявил нейробиолог Адриан Оуэн (Adrian Owen) из Западного университета (Western University), который также работает с Medisys.
Другое недавнее исследование показало, что при недостатке сна мозг начинает «поедать» сам себя. Ученые сравнили мозг трех групп мышей. В первой группе грызуны спали столько, сколько хотели. Во второй группе мыши спали менее 8 часов. Третья группа бодрствовала пять дней подряд, то есть страдала от хронического недосыпания. Исследователи изучали астроциты и клетки микроглии. Первые очищают мозг от ненужных синапсов, а вторые — от поврежденных клеток и другого мусора.
Исследователи установили: у мышей, которые спали много, астроциты были активны примерно в 6% синапсов, у тех, кто спал меньше 8 часов — в 8% синапсов, а у животных с хроническим недосыпанием — в 13,5% синапсов. То есть, при нехватке сна клетки мозга разрушали больше синапсов и мусора. Специалисты отметили, что чрезмерная активность этих клеток может привести к негативным последствиям, таким, как неврологические расстройства и болезнь Альцгеймера.
Еще одно исследование, посвященное недосыпу, показало: люди с хроническим недосыпанием становятся непривлекательными для окружающих. Ученые собрали группу из 25 студентов. Каждый доброволец получил прибор для отслеживания продолжительности своего ночного сна. Требовалось зафиксировать две «хорошие ночи», когда человек спал 7-9 часов, и две «плохие ночи», когда продолжительность сна не превышала 4 часа.
После каждой такой ночи ученые фотографировали добровольцев. При этом была собрана независимая группа для оценки фото с точки зрения привлекательности, здоровья, сонливости и благонадежности. Как и ожидалось, люди, мало спавшие ночью, получили меньше всего баллов во всех категориях. И люди, анализировавшие фото, признали: они не хотели бы проводить время рядом с теми людьми, которые страдали от недосыпа.
То есть недосып не только делал человека менее привлекательным, но и, возможно, нездоровым в глазах окружающих. По словам ученых, это нормальный биологический механизм — люди стараются избегать недосыпающих людей, ведь о причинах недосыпа они ничего не знают. Вполне вероятно, что причиной является какое-то заболевание. Более того, нехватка сна делает человека неспособным к качественному общению: как выяснилось в результате другого исследования, недосып не дает людям правильно распознавать эмоции окружающих и адекватно на них реагировать.
Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (UC San Francisco) установили, что нарушения сна у беременных могут приводить к преждевременным родам на сроках до 34 недель.
В рамках когортного исследования были проанализированы данные более 3 миллионов женщин в Калифорнии в период с 2007 по 2012 год. Ученые сфокусировали свое внимание на 2172 женщинах с диагностированным расстройством сна и сравнили полученные результаты с контрольной группой беременных женщин без нарушений сна, но с аналогичными факторами риска преждевременных родов, в том числе предшествующие преждевременные роды, диабет или гипертензия.
Отмечается, что среди женщин с расстройством сна более 30% страдали от бессонницы, почти 60% — синдромом обструктивного апноэ сна.
Результаты исследования показали, что распространенность преждевременных родов (до 37 недель беременности) составила 10,9% в контрольной группе по сравнению с 14,6% среди беременных женщин с нарушениями сна. Отмечается, что риск преждевременных родов варьировался в зависимости от гестационного возраста (менее 34 недель, 34–36 недель и менее 37 недель) и типа преждевременных родов. При этом риск преждевременных родов не был значительно повышен при связанных со сном двигательных расстройствах или иных нарушениях сна (за исключением бессонницы и синдрома обструктивного апноэ сна).
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: