Больных гепатитами в России лишают лекарств

Всемирная Организация Здравоохранения поставила цель — к 2030 году ликвидировать в мире гепатит С. Россия эту cтратегию поддержала официально. Для этого надо излечить по меньше мере 80% больных.


фото: pixabay.com

В современных условиях это совсем не сложно. Несколько лет назад появился новый класс противовирусных препаратов прямого действия, которые полностью выводят вирус из организма.

Проблема — в низкой доступности этих лекарств для российских пациентов в силу дороговизны. И в том, что врачей, которые осмеливаются их назначать, начали увольнять. Общественная организация «Вместе против гепатита» направила в Минздрав РФ обращение с просьбой защитить людей в белых халатах от такого произвола.

В прошлом году случилось чудо. Все российские регионы, наконец, получили возможность назначать пациентам хроническим вирусным гепатитом С, вызванным вирусом первого генотипа (самого распространенного у нас), дорогостоящие препараты прямого противовирусного действия в рамках программы обязательного медстрахования, то есть, по обычному полису ОМС. Отныне больше не требовалось выбивать на лечение государственные квоты, принимать специальные программы с отдельным финансированием, как это сделали несколько регионов страны.

Эту новость сообщила на III Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Особо опасные и социально значимые инфекционные заболевания» ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы, профессор Института лидерства и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Мария Авксентьева.

Мало того: такую терапию теперь разрешается назначать не только людям с циррозом и фиброзом печени, но и тем, что еще не дошел до этой стадии. Радости пациентских организаций не было предела.

И вот уже в начале этого года в ряде больниц страны начали лечить хронический вирусный гепатит С доступными на тот момент препаратами прямого противовирусного действия. Более того, появились лечебные учреждения, которые предлагали доступ к современной терапии не только жителям своего региона, но и соседних.

Что ж — по закону система ОМС позволяет человеку с полисом получать медицинскую помощь в любом медицинском учреждении страны. Просто потом ему должны перевести деньги за понесенные на «чужого» пациента затраты из территориального Фонда ОМС его родного региона. Но вот тут начинаются проблемы.

Получить деньги на практике оказывается довольно сложной затеей. После многих лет работы в рамках заранее определенного бюджета, клиникам сложно перестроиться на новую систему, в основу которой положены стандартизация и жесткий учет. И все-таки дело не только в негибкости менеджмента клиник.

В кулуарах главврачи региональных больниц жалуются, что у них порой складывается впечатление, что основная задача региональных администраций и сотрудников территориальных фондов ОМС, работающих со счетами медицинских учреждений, – найти повод не заплатить.

И вот в сентябре этого года в некоторых регионах противостояние региональных администраций и врачей вышло на новый уровень. Сразу в нескольких регионах Приволжского федерального округа: Саратовской области, Республике Мордовия и Чувашской Республике – были внезапно уволены опытные врачи-инфекционисты, вплоть до главного инфекциониста Чувашской республики.

Возможно, это не выходило бы за рамки обычной рабочей ситуации, если бы непосредственно перед увольнением все врачи не воспользовались возможностями системы обязательного медицинского страхования и не направили на лечение в другой регион несколько пациентов, остро нуждающихся в современной терапии хронического вирусного гепатита С.

Все пациенты, направленные врачами на лечение в другие регионы и получившие дорогостоящую терапию, вылечились. Несмотря на это, врачей, выписавших направления, уволили с занимаемых должностей.

– В течение всего 2016 и первого полугода 2017 г. в республике Мордовия, не было ни одного направления пациента на лечение гепатита С, — рассказывает врач-инфекционист из Мордовии Людмила Потяева. – А болезнь не стояла на месте, у кого-то уже переходила в цирроз и требовала безинтерфероновых препаратов. Стоимость таких лекарств для наших пациентов очень велика и позволить тебе такое лечение они просто не могут.

И когда появилось приглашение из центра гепатологов в Самаре для 10 пациентов как раз на такое лечение, я была очень рада. Ведь это единственный шанс спасения от цирроза. Все пациенты дисциплинированно ездили каждые 4 недели на анализы, о чем подтверждали и врачи в Самаре. Была видна положительная динамика, которую мы отмечали и в своей поликлинике по месту их жительства. Когда лечение было завершено, эксперты Мордовии подтвердили, что лечение проводилось обосновано.

Тем не менее, главный врач обвинил меня в том, что по моей инициативе 10 млн. рублей на дорогостоящее лечение было подарено частной клинике в Самаре, куда были направлены пациенты. И пригрозил, что мне придется за это ответить и вернуть средства в нашу поликлинику.

Вернувшись из отпуска, я узнала, что заведующий терапевтического отделения поликлинической части забрала карты пролеченных пациентов и не отдавала. Администрация оказывала давление в виде необоснованных заявлений о неправильном лечении. В результате мне было назначено административное наказание, без обоснования причин и предоставления мне копии обвинений, по которой можно было бы подготовить опровержение.

В этой ситуации я могла только довести до сведения главного врача информацию о нарушениях и противоправных действиях со стороны администрации. Я работаю уже 37 лет и трижды подтверждала высшую категорию специалиста инфекционных заболеваний. Ни разу ни одного нарушения в картах и историях болезней ни по одному пациенту не было, за что даже была получена грамота. И вот, в один день, по решению главного врача, я была поставлена практически в ряд преступников.

Ни одна планерка не проходила без нареканий и беспочвенных обвинений в мой адрес. Мою медсестру, нападками и обвинениями довели до сердечного приступа! За последние 2 года из-за такой травли ушло еще несколько хороших врачей. К сожалению, такое положение вещей сложилось не только в Мордовии, в Саратове и Чувашии врачи и пациенты сталкиваются с теми же проблемами.

МОО «Вместе против гепатита» направила в адрес министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой и первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко письмо с требованием разобраться в ситуации и защитить врачей от произвола региональных чиновников. «Мы считаем недопустимой практику наказывать врачей за успешную помощь пациентам, даже если эти затраты не предусмотрены текущим бюджетом территориальных ФОМСов.

Задача системы обязательного медицинского страхования – обеспечивать финансирование необходимой и доступной медицинской помощи, а не экономить бюджет, — пишет пациентская организация. – Уже больше года в России доступны основные препараты прямого противовирусного действия для лечения хронического вирусного гепатита С.

Несмотря на это, регионы продолжают экономить и закупать устаревшие схемы. Это экономия не только за счет пациентов, которые длительное время вынуждены сражаться с тяжелым заболеванием и с побочными эффектами не оптимальной, устаревшей терапии. Причем без достаточной уверенности в успехе лечения.

Такая «экономия» оборачивается дополнительными расходами фонда социального страхования, которые он несет на оплату временной нетрудоспособности пациентов, проходящих такое лечение. Эта «экономия» оборачивается недополученным валовым региональным доходом, снижением объемов собираемых налогов и другими потерями региональных бюджетов».

Пациенты надеются, что власти разберутся с этой неприятной ситуацией — и восстановят всех уволенных врачей. А тех, кто это допустил, накажут.

Источник

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте, будьте здоровы!

.
Новости медицины и здоровья в мире сегодня:

  • :mrgreen:
  • :neutral:
  • :twisted:
  • :arrow:
  • :shock:
  • :smile:
  • :???:
  • :cool:
  • :evil:
  • :grin:
  • :idea:
  • :oops:
  • :razz:
  • :roll:
  • :wink:
  • :cry:
  • :eek:
  • :lol:
  • :mad:
  • :sad:

Новости медицины.