Задержка психоречевого развития — симптомы и лечение, фото и видео

Задержка психоречевого развития — симптомы:

  • Перепады настроения
  • Эмоциональная неустойчивость
  • Нарушение координации движения
  • Агрессивность
  • Нарушение концентрации внимания
  • Гиперактивность
  • Избегание общества
  • Ребенок не поворачивается к источнику звуков
  • Трудности в распознании речи
  • Преобладание наглядно образной памяти
  • Отсутствие собственной речи
  • Трудности в соединении слов в фразы
  • Нарушения письма
  • Нарушение логического мышления
  • Искажение артикуляции звуков
  • Плохое развитие слухового восприятия
  • Ребенок не произносит слова самостоятельно
  • Склонность к стереотипному поведению
  • Инфантильность
  • Мозаичность запоминания материала

Что такое задержка психоречевого развития у детей

Задержка психоречевого развития у детей – это заболевание, которое характеризуется нарушением темпа психического развития ребенка. В большинстве случаев это заболевание обусловлено отклонениями в развитии нервной системы, в частности головного мозга.

Последнее может быть обусловлено массой этиологических факторов, не исключение и неправильный образ жизни родителей. По международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) данной патологии присвоен код F80.

Возможно ли полностью вылечить это заболевание, может сказать только врач после обследования пациента. Чем раньше будет диагностировано это расстройство, тем больше шансов на выздоровление ребенка.

  • Этиология
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Прогноз и профилактика

Следует отметить, что грубая задержка психоречевого развития чаще всего диагностируется у детей после 5 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте ребенок начинает активно общаться с окружающими и должен адаптироваться социально. Поэтому очень важно своевременно обращать внимание на все проблемы в развитии малыша.

Причины задержки психоречевого развития

Клиницисты отмечают, что задержка психоречевого развития практически никогда не является самостоятельным заболеванием. В преобладающем количестве случаев — это следствие патологических процессов центральной нервной системы, в частности головного мозга.

В целом выделяют такие заболевания, которые могут привести к развитию этого расстройства:

  • инфекционные заболевания, которые поражают головной мозг, нервную систему (один из самых распространенных – менингит);
  • гипоксия (кислородное голодание плода);
  • ДЦП;
  • синдром Дауна;
  • аутизм;
  • врожденные патологии ЦНС;
  • ишемия головного мозга;
  • эпилепсия;
  • опухоль головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • лейкодистрофия;
  • патологии сосудов головного мозга и ликвородинамики;
  • психические заболевания.

К предрасполагающим факторам для развития такого расстройства у детей следует отнести:

  • перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • неправильный образ жизни будущей матери во время вынашивания ребенка – курение, распитие спиртных напитков, прием наркотических средств, нервные переживания, стрессы;
  • травмы ребенка при родах, тяжелая беременность;
  • перенесенные ребенком тяжелые заболевания в раннем возрасте (до 2–3 лет);
  • сложная психоэмоциональная обстановка в семье;
  • тяжелая психологическая травма;
  • генетические, хромосомные заболевания, которые приводят к торможению развития;
  • неправильное воспитание ребенка – чрезмерная опека или, напротив, грубое обращение, моральное и физическое насилие малыша.

Следует понимать, что сама по себе ЗПРР — это следствие определенных патологических процессов или психиатрических заболеваний. Поэтому изначально нужно устранять первопричинный фактор.

Симптомы задержки психоречевого развития

Задержка психоречевого развития у детей. Симптомы задержки психоречевого развития у детей

В большинстве случаев нарушения в речевом и психическом развитии явно просматриваются у детей в возрасте 4–5 лет. О нарушениях развития речи могут говорить такие признаки:

  • отсутствие реакции на звуки и обращения в возрасте до одного года;
  • неактивные попытки повторить слова или отдельные буквы в возрасте до 1,5 лет;
  • ребенок не произносит слова самостоятельно, не может выполнить простое действие в возрасте 2–2,5 лет;
  • в возрасте 2,5–3,5 лет ребенок не может соединять осмысленно слова в целые фразы;
  • искажение артикуляции некоторых звуков;
  • речевая инактивность;
  • практически полное отсутствие собственной речи, начиная с трех лет. Малыш может только повторять заученные фразы не осмысленно, которые чаще всего слышит в своем окружении.

Со стороны психического нарушения возможно проявление такой общей клинической картины:

  • слуховое восприятие развито хуже, чем зрительное;
  • ребенку сложно объяснить то, что он хочет, он испытывает трудности с формированием целостных образов;
  • концентрация на определенных предметах или ситуациях у ребенка вызывает затруднение;
  • может присутствовать синдром гиперактивности;
  • мозаичность запоминания материала;
  • наглядно-образная память преобладает над вербальной;
  • низкая мыслительная активность;
  • ребенок не может сделать самостоятельно вывод, построить простейшую логическую цепочку, объяснить то, что он сказал без помощи взрослого;
  • дислексия;
  • дисграфия (нарушение письменной речи);
  • аффективные реакции;
  • инфантильность;
  • резкая смена настроения;
  • эмоциональная нестабильность;
  • двигательная неловкость, недостаточность координации движений.

Задержка психоречевого развития у детей как проявляется

Проявления ЗПРР необходимо диагностировать с элементами аутизма. В таких случаях патологический процесс может дополняться следующими аутичными симптомами:

  • ребенок склонен к приступам агрессии не только относительно окружающих, но и себя. При недовольстве или прочих провоцирующих факторах малыш может себя бить, кусать, причинять другое физическое воздействие;
  • не вступает в эмоциональный контакт с окружающими, в том числе и близкими людьми. В некоторых случаях ребенок может не реагировать позитивно даже на родителей;
  • склонен к стереотипному поведению — длительное время может монотонно совершать одни и те же движения или действия;
  • избегает общества сверстников, при нахождении в незнакомом помещении может истерить, плакать;
  • не знает, как обращаться с игрушкой, может использовать ее не по назначению, не проявляет интереса к новым игрушкам и развлечениям;
  • не понимает обращенной к нему речи.

При наличии даже 1–2 вышеназванных симптомов, следует обращаться за медицинской помощью к логопеду и детскому психоневрологу. Следует понимать и то, что наличие некоторых вышеописанных признаков еще не говорит о том, что у ребенка ЗПРР, однако, исключать этот фактор также не стоит. Своевременная диагностика существенно повышает шансы на полное выздоровление.

Диагностика

В этом случае требуется консультация группы специалистов — педиатра, невролога, детского отоларинголога, детского психиатра и психолога, логопеда. Обязательно проводится физикальный осмотр пациента со сбором не только семейного анамнеза, но и анамнеза жизни и заболевания.

Инструментальная диагностика включает в себя следующие методы:

  • дуплексное сканирование артерий головы;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ;
  • ЭхоЭГ;
  • нейропсихологическое тестирование.

Лабораторные инструменты диагностики, в этом случае, проводятся лишь по показаниям.

Также обязательно прохождение дополнительных методов обследования – психодиагностика и оценка речевого развития. В этом случае могут проводиться:

  • диагностическое обследование речи;
  • денверский тест психомоторного развития;
  • шкала психомоторного развития по Гриффитс;
  • диагностика по шкале Бейли;
  • шкала раннего речевого развития.

Следует отметить, что клинические проявления у детей с задержкой психоречевого развития в пять лет могут быть проявлением и других заболеваний. Поэтому в некоторых случаях требуется проведение дифференциальной диагностики для того, чтобы подтвердить или исключить наличие таких заболеваний:

  • синдром Дауна;
  • аутизм;
  • олигофрения;
  • элективный мутизм;
  • общее недоразвитие речи 1–4 уровня.

На основании полученных результатов обследований, врачами ставится диагноз, избирается наиболее эффективная тактика лечения, и даются общие рекомендации родителям.

Лечение задержки психоречевого развития

Как лечить это заболевание правильно, может сказать только квалифицированный медицинский специалист-психоневролог. В этом случае, лечение должно начинаться как можно раньше и только комплексно.

Прием медикаментов сводится к минимуму. В зависимости от текущей клинической картины врач может назначить такие препараты:

  • седативные;
  • ноотропные;
  • витаминно-минеральный комплекс.

Основа лечения должна состоять из физиотерапевтических процедур, занятий у логопеда и детского психолога. Очень важно правильное взаимодействие родителей с ребенком, поэтому консультации у психолога могут проводиться с родными ребенка.

Что касается физиотерапевтических процедур, то чаще всего назначают магнитотерапию – это позволяет активизировать работу коры головного мозга.

Аппарат для магнитотерапии фото.

Кроме этого, могут быть показаны:

  • лечебная физкультура — занятия в спортзале, плаванье;
  • арт-терапия;
  • курсы мануальной терапии.

Лечение также может проходить и в домашних условиях — врач может расписать комплекс упражнений и рекомендаций, которые родители должны выполнять вместе с ребенком. Это развитие мелкой и крупной моторики, а также развивающие игры, которые направлены на улучшение памяти и внимания.

Важно понимать, что такие занятия должны проводиться регулярно и продолжительно. Кроме этого, очень важно то, какая психоэмоциональная обстановка в окружении ребенка. Малыша следует оградить от стрессов, психологического давления, эмоциональных перегрузок, и тем более морального и физического насилия.

Кроме расписанных врачами занятий, следует принимать во внимание и общие рекомендации:

  • питание ребенка должно быть полноценным, сбалансированным, своевременным и регулярным;
  • обязательны прогулки на свежем воздухе ежедневно;
  • активные, подвижные игры;
  • взаимодействие малыша с окружающими людьми, его социальная адаптация.

Следует понимать, что чем раньше будет начата терапия этого расстройства, тем выше шансы того, что ребенок дойдет до нужного уровня развития и социально адаптируется. В то же время, нужно понимать, что лечение этого заболевания может длиться не один год.

Прогноз и профилактика

Прогноз будет зависеть от этиологии заболевания и того, на какой стадии было начато активное лечение. Что касается профилактики, то следует выделить такие рекомендации:

  • систематическое обследование у детского логопеда, невролога, психолога;
  • исключение травм головы и ЦНС;
  • своевременное и правильное лечение всех заболеваний;
  • ведение здорового образа жизни во время беременности.

Если в семейном анамнезе присутствуют генетические хромосомные заболевания, то рекомендуется перед зачатием ребенка проконсультироваться у генетика.

Задержка психоречевого развития у детей — симптомы и лечение, фото и видео

Что делать?

Если Вы считаете, что у вас Задержка психоречевого развития и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: невролог, психолог, логопед.

Источник

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте, будьте здоровы!

.
Новости медицины и здоровья в мире сегодня:

  • :mrgreen:
  • :neutral:
  • :twisted:
  • :arrow:
  • :shock:
  • :smile:
  • :???:
  • :cool:
  • :evil:
  • :grin:
  • :idea:
  • :oops:
  • :razz:
  • :roll:
  • :wink:
  • :cry:
  • :eek:
  • :lol:
  • :mad:
  • :sad:

Новости медицины.