Задержка психоречевого развития — симптомы и лечение, фото и видео
/ 16 Авг 2017 в 19:24
Задержка психоречевого развития — симптомы:
- Перепады настроения
- Эмоциональная неустойчивость
- Нарушение координации движения
- Агрессивность
- Нарушение концентрации внимания
- Гиперактивность
- Избегание общества
- Ребенок не поворачивается к источнику звуков
- Трудности в распознании речи
- Преобладание наглядно образной памяти
- Отсутствие собственной речи
- Трудности в соединении слов в фразы
- Нарушения письма
- Нарушение логического мышления
- Искажение артикуляции звуков
- Плохое развитие слухового восприятия
- Ребенок не произносит слова самостоятельно
- Склонность к стереотипному поведению
- Инфантильность
- Мозаичность запоминания материала
Что такое задержка психоречевого развития у детей
Задержка психоречевого развития у детей – это заболевание, которое характеризуется нарушением темпа психического развития ребенка. В большинстве случаев это заболевание обусловлено отклонениями в развитии нервной системы, в частности головного мозга.
Последнее может быть обусловлено массой этиологических факторов, не исключение и неправильный образ жизни родителей. По международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) данной патологии присвоен код F80.
Возможно ли полностью вылечить это заболевание, может сказать только врач после обследования пациента. Чем раньше будет диагностировано это расстройство, тем больше шансов на выздоровление ребенка.
- Этиология
- Симптоматика
- Диагностика
- Лечение
- Прогноз и профилактика
Следует отметить, что грубая задержка психоречевого развития чаще всего диагностируется у детей после 5 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте ребенок начинает активно общаться с окружающими и должен адаптироваться социально. Поэтому очень важно своевременно обращать внимание на все проблемы в развитии малыша.
Причины задержки психоречевого развития
Клиницисты отмечают, что задержка психоречевого развития практически никогда не является самостоятельным заболеванием. В преобладающем количестве случаев — это следствие патологических процессов центральной нервной системы, в частности головного мозга.
В целом выделяют такие заболевания, которые могут привести к развитию этого расстройства:
- инфекционные заболевания, которые поражают головной мозг, нервную систему (один из самых распространенных – менингит);
- гипоксия (кислородное голодание плода);
- ДЦП;
- синдром Дауна;
- аутизм;
- врожденные патологии ЦНС;
- ишемия головного мозга;
- эпилепсия;
- опухоль головного мозга;
- повышенное внутричерепное давление;
- лейкодистрофия;
- патологии сосудов головного мозга и ликвородинамики;
- психические заболевания.
К предрасполагающим факторам для развития такого расстройства у детей следует отнести:
- перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности;
- неправильный образ жизни будущей матери во время вынашивания ребенка – курение, распитие спиртных напитков, прием наркотических средств, нервные переживания, стрессы;
- травмы ребенка при родах, тяжелая беременность;
- перенесенные ребенком тяжелые заболевания в раннем возрасте (до 2–3 лет);
- сложная психоэмоциональная обстановка в семье;
- тяжелая психологическая травма;
- генетические, хромосомные заболевания, которые приводят к торможению развития;
- неправильное воспитание ребенка – чрезмерная опека или, напротив, грубое обращение, моральное и физическое насилие малыша.
Следует понимать, что сама по себе ЗПРР — это следствие определенных патологических процессов или психиатрических заболеваний. Поэтому изначально нужно устранять первопричинный фактор.
Симптомы задержки психоречевого развития
Симптомы задержки психоречевого развития у детей
В большинстве случаев нарушения в речевом и психическом развитии явно просматриваются у детей в возрасте 4–5 лет. О нарушениях развития речи могут говорить такие признаки:
- отсутствие реакции на звуки и обращения в возрасте до одного года;
- неактивные попытки повторить слова или отдельные буквы в возрасте до 1,5 лет;
- ребенок не произносит слова самостоятельно, не может выполнить простое действие в возрасте 2–2,5 лет;
- в возрасте 2,5–3,5 лет ребенок не может соединять осмысленно слова в целые фразы;
- искажение артикуляции некоторых звуков;
- речевая инактивность;
- практически полное отсутствие собственной речи, начиная с трех лет. Малыш может только повторять заученные фразы не осмысленно, которые чаще всего слышит в своем окружении.
Со стороны психического нарушения возможно проявление такой общей клинической картины:
- слуховое восприятие развито хуже, чем зрительное;
- ребенку сложно объяснить то, что он хочет, он испытывает трудности с формированием целостных образов;
- концентрация на определенных предметах или ситуациях у ребенка вызывает затруднение;
- может присутствовать синдром гиперактивности;
- мозаичность запоминания материала;
- наглядно-образная память преобладает над вербальной;
- низкая мыслительная активность;
- ребенок не может сделать самостоятельно вывод, построить простейшую логическую цепочку, объяснить то, что он сказал без помощи взрослого;
- дислексия;
- дисграфия (нарушение письменной речи);
- аффективные реакции;
- инфантильность;
- резкая смена настроения;
- эмоциональная нестабильность;
- двигательная неловкость, недостаточность координации движений.
Задержка психоречевого развития у детей как проявляется
Проявления ЗПРР необходимо диагностировать с элементами аутизма. В таких случаях патологический процесс может дополняться следующими аутичными симптомами:
- ребенок склонен к приступам агрессии не только относительно окружающих, но и себя. При недовольстве или прочих провоцирующих факторах малыш может себя бить, кусать, причинять другое физическое воздействие;
- не вступает в эмоциональный контакт с окружающими, в том числе и близкими людьми. В некоторых случаях ребенок может не реагировать позитивно даже на родителей;
- склонен к стереотипному поведению — длительное время может монотонно совершать одни и те же движения или действия;
- избегает общества сверстников, при нахождении в незнакомом помещении может истерить, плакать;
- не знает, как обращаться с игрушкой, может использовать ее не по назначению, не проявляет интереса к новым игрушкам и развлечениям;
- не понимает обращенной к нему речи.
При наличии даже 1–2 вышеназванных симптомов, следует обращаться за медицинской помощью к логопеду и детскому психоневрологу. Следует понимать и то, что наличие некоторых вышеописанных признаков еще не говорит о том, что у ребенка ЗПРР, однако, исключать этот фактор также не стоит. Своевременная диагностика существенно повышает шансы на полное выздоровление.
Диагностика
В этом случае требуется консультация группы специалистов — педиатра, невролога, детского отоларинголога, детского психиатра и психолога, логопеда. Обязательно проводится физикальный осмотр пациента со сбором не только семейного анамнеза, но и анамнеза жизни и заболевания.
Инструментальная диагностика включает в себя следующие методы:
- дуплексное сканирование артерий головы;
- КТ и МРТ головного мозга;
- ЭЭГ;
- ЭхоЭГ;
- нейропсихологическое тестирование.
Лабораторные инструменты диагностики, в этом случае, проводятся лишь по показаниям.
Также обязательно прохождение дополнительных методов обследования – психодиагностика и оценка речевого развития. В этом случае могут проводиться:
- диагностическое обследование речи;
- денверский тест психомоторного развития;
- шкала психомоторного развития по Гриффитс;
- диагностика по шкале Бейли;
- шкала раннего речевого развития.
Следует отметить, что клинические проявления у детей с задержкой психоречевого развития в пять лет могут быть проявлением и других заболеваний. Поэтому в некоторых случаях требуется проведение дифференциальной диагностики для того, чтобы подтвердить или исключить наличие таких заболеваний:
- синдром Дауна;
- аутизм;
- олигофрения;
- элективный мутизм;
- общее недоразвитие речи 1–4 уровня.
На основании полученных результатов обследований, врачами ставится диагноз, избирается наиболее эффективная тактика лечения, и даются общие рекомендации родителям.
Лечение задержки психоречевого развития
Как лечить это заболевание правильно, может сказать только квалифицированный медицинский специалист-психоневролог. В этом случае, лечение должно начинаться как можно раньше и только комплексно.
Прием медикаментов сводится к минимуму. В зависимости от текущей клинической картины врач может назначить такие препараты:
- седативные;
- ноотропные;
- витаминно-минеральный комплекс.
Основа лечения должна состоять из физиотерапевтических процедур, занятий у логопеда и детского психолога. Очень важно правильное взаимодействие родителей с ребенком, поэтому консультации у психолога могут проводиться с родными ребенка.
Что касается физиотерапевтических процедур, то чаще всего назначают магнитотерапию – это позволяет активизировать работу коры головного мозга.
Аппарат для магнитотерапии фото.
Кроме этого, могут быть показаны:
- лечебная физкультура — занятия в спортзале, плаванье;
- арт-терапия;
- курсы мануальной терапии.
Лечение также может проходить и в домашних условиях — врач может расписать комплекс упражнений и рекомендаций, которые родители должны выполнять вместе с ребенком. Это развитие мелкой и крупной моторики, а также развивающие игры, которые направлены на улучшение памяти и внимания.
Важно понимать, что такие занятия должны проводиться регулярно и продолжительно. Кроме этого, очень важно то, какая психоэмоциональная обстановка в окружении ребенка. Малыша следует оградить от стрессов, психологического давления, эмоциональных перегрузок, и тем более морального и физического насилия.
Кроме расписанных врачами занятий, следует принимать во внимание и общие рекомендации:
- питание ребенка должно быть полноценным, сбалансированным, своевременным и регулярным;
- обязательны прогулки на свежем воздухе ежедневно;
- активные, подвижные игры;
- взаимодействие малыша с окружающими людьми, его социальная адаптация.
Следует понимать, что чем раньше будет начата терапия этого расстройства, тем выше шансы того, что ребенок дойдет до нужного уровня развития и социально адаптируется. В то же время, нужно понимать, что лечение этого заболевания может длиться не один год.
Прогноз и профилактика
Прогноз будет зависеть от этиологии заболевания и того, на какой стадии было начато активное лечение. Что касается профилактики, то следует выделить такие рекомендации:
- систематическое обследование у детского логопеда, невролога, психолога;
- исключение травм головы и ЦНС;
- своевременное и правильное лечение всех заболеваний;
- ведение здорового образа жизни во время беременности.
Если в семейном анамнезе присутствуют генетические хромосомные заболевания, то рекомендуется перед зачатием ребенка проконсультироваться у генетика.
Задержка психоречевого развития у детей — симптомы и лечение, фото и видео
Что делать?
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:Если Вы считаете, что у вас Задержка психоречевого развития и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: невролог, психолог, логопед.