Всем ли показаны глазные линзы? Правда ли, что после сорока лет зрение у близоруких возвращается к единице и можно читать без очков? Чем опасен татуаж глазной конъюнктивы? На эти и многие другие вопросы читателям «МК» отвечает известный офтальмохирург, дочь легендарного врача Святослава Федорова, Ирина Федорова.
– Сейчас появились пациенты, желающие выполнить татуаж глаз под конъюнктивой, то есть, ввести туда черную краску и на всю жизнь окрасить глазной белок. То есть, весь глаз становится черным. Склеры уже никогда не будут белыми, если потом попытаться эту краску выкачать. У меня была одна такая пациентка — гот, 22 лет. Но есть еще большие фрики, желающие окрасить радужку в черный цвет. В Голландии для таких сделали специальные внутриглазные линзы, которые вставляются в переднюю камеры глаза, прямо на радужку. Но ни в одной нормальной стране мира такие операции не разрешены, поэтому пациенты из Голландии отправляются в Турцию. Там им эти линзы вставляют (любой каприз за ваши деньги), а через несколько месяцев им приходится ехать уже в Германию, чтобы эти линзы вынимать. У них повышается внутриглазное давление, начинается глаукома — вплоть до слепоты. Об этом мне рассказал один профессор из Мюнхена. У нас в России такие желающие, кстати, тоже есть. Но у нас этого, к счастью, никто не делает.
– Есть народное поверие, что у близоруких к сорока годам вдруг восстанавливается зрение, перед тем, как перейти в стадию дальнозоркости. И люди даже начинают читать без очков…
– Это не совсем так — близорукость никуда не проходит. А вот способность к чтению без очков у некоторых людей, у которых есть диагноз «близорукость», может действительно на какое-то время появиться. Дело в том, что до сорока лет у нас хорошо развита собственная аккомодация. И если вдруг к этому возрасту вы понимаете, что начинаете читать без очков, это означает, что зрение меняется вдаль, и лет через несколько вам понадобятся плюсовые очки. Все идет по плану. А у некоторых в сорок лет вдруг начинают резко падать диоптрии, сразу до минус 5. Но это — не чистая близорукость. Это — процесс изменения хрусталика, который в этом возрасте может оводниться и вызвать снижение диоптрий. И лечить это можно только заменой хрусталика!
– Можно ли улучшить зрение посредством специальных упражнений для глаз?
– Да, комплекс таких упражнений может вернуть остроту зрения, доведя ее до 100%, если близорукость не превышает минус 2. Но только при условии, что упражнения будут выполняться планомерно, 2-3 раза в день, что мало кто выдерживает. Однако даже если вы доведете остроту зрения до 100%, это вовсе не будет означать, что близорукость ушла. Она никуда не уходит, просто улучшается система аккомодации. И, важное дополнение — такие методы эффективны лишь у пациентов лет до 28. Вообще, мы рекомендуем их детям, которые идут в школу.
– А что делать тем, кому уже больше 28-ми?
Есть разные методы коррекции зрения — очки, контактные линзы, внутриглазные линзы. После сорока лет эффективен лишь один метод лечения близорукости — замена хрусталика. Лазерные операции в этом возрасте, да даже уже после 36 лет, делать опасно — лет через пять после них может развиться катаракта. Внутриглазные линзы в этом возрасте имплантировать также опасно.
– Что вы можете сказать о необходимости полной коррекции зрения?
– Примерно до 16-18 лет человеческий глаз растет. В этом возрасте полную коррекцию не делают. Но человек обязательно должен хорошо видеть. Поэтому используются очки, контактные линзы. С линзами не все так просто. Многое зависит от чувствительности роговицы, ее толщины. Чем она тоньше, тем выше шанс, что могут возникнуть такие нежелательные побочные эффекты, как потемнение роговицы. Ну а некоторые контактные линзы просто не переносят, даже не могут их вставить. Это относится не только к контактным, но и к внутриглазным линзам, которые имплантируются между роговицей и хрусталиком. Конечно, такие линзы дают гораздо меньше побочных — они тоненькие, как пленочки, глаза не травмируют, а зрение корректируют лучше контактных. При близорукости от минус 6 диоптрий лучше ставить такие линзы. И все же есть люди с очень чувствительной роговицей, которые не переносят и их.
– Сейчас активно рекламируют ночные линзы, которые якобы восстанавливают зрение. Как вы оцениваете это изобретение?
– Эта методика называется керотология. Человек надевает на ночь линзы, которые давят на роговицу — и потом целый день ходит без очков. Этот метод нельзя назвать уродующим, нет… Но он может вызвать врастание кровеносных сосудов — а это самое страшное последствие ношения контактных линз. На мой взгляд, прооперировать глаз куда менее рискованно. Кроме того, эти линзы нельзя надевать при любом насморке, ОРВИ — последствия могут быть самыми серьезными, вплоть до язвы роговицы, что впоследствии приводит к слепоте или требует ее пересадки. Да и вообще — никакие линзы нельзя носить при простуде. Инфекция может попасть под нее и вызвать язву роговицы.
– Говорят, что глазные болезни помолодели?
– Очень помолодели! Катаракту мы раньше диагностировали после 60, а теперь уже и у 45-летних; глаукома раньше была диагнозом людей старше 50 лет, а теперь ее выявляют и в 40. Это происходит и из-за плохой экологии, и из-за постоянных стрессов. Все болезни, как известно, от нервов, и глаукома тоже. Поэтому за зрением нужно очень тщательно следить — ходить к офтальмологу хотя бы раз в год.
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: