«Передаренная почка». Редкая операция может продлевать жизни. Американский журнал The Atlantic рассказывает о редком случае повторной пересадки почки. В 2017 году Вертис Бойс получила звонок от своего хирурга Джеффри Вила, который сказал, что ей нашли почку для пересадки.
Эта почка два года назад была пересажена от 17 летней девушки парню, которому было 20 с небольшим. Молодой человек погиб во время автокатастрофы, Вертис может стать вторым реципиентом этого органа, если хочет этого.
Вертис Бойс и Джеффри Вил. Фото: UCLA Health
Математика трансплантаций
69-леняя Бойс хотела этого, поскольку было неизвестно, сколько времени ей пришлось бы ждать другой орган для пересадки. Она не хотела стать одним из 13 пациентов, умирающих в день, ожидая пересадку почки в США: при очереди на трансплантацию в 100 000 человек операции проводятся только 17 000 счастливчикам в год.
Здесь будет уместным привести более широкую статистику. В России потребность в трансплантации почки реализована на 10%, в США – на 30%. По данным 2013 года, в России выполняется около 1000 трансплантаций в почек в год.
В 2016 годы очередь ожидания пересадки почки в РФ была 4818 потенциальных реципиентов, то есть 13,8% от общего числа пациентов, получающих лечение гемо- и перитонеальным диализом (35 000 – по данным Российского диализного общества). Показатель смертности в период ожидания трансплантации почки в РФ в 2016 г. составил 1,6% (77 пациентов). При этом смертность пациентов, живущих на диализе – около 20% в год.
Органы не любят использовать повторно
Учитывая такую невеселую и холодную математику, источники органов для трансплантации – один из важнейших вопросов. В то же время, использование органов второй раз очень редко берется в учет. «Это просто догма. Повторная трансплантация почки — это почти как табу», — говорит Джеффри Вил (Jeffrey Veale), хирург из Медицинского центра Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Рональда Рейгана (Ronald Reagan UCLA Medical Center).
Конечно, у ограниченного повторного использования органов есть причины. «Эти органы прошли через множество стрессовых ситуаций. Не многие из них достаточно хороши для пересадки», — сообщил Ричард Формика (Richard Formica), нефролог из Йельского Университета. Он перечислил стрессовые факторы, через которые проходит почка: смерть первого донора, лед, реперфузионное повреждение после пересадки, действие иммуносупрессоров. И повторение этого цикла при повторной пересадке.
Центры трансплантации не хотят брать органы, которые «не совершенны» по ряду причин. Слишком высоки риски неудачных трансплантаций, включая репутацию и статус медицинского учреждения.
Также сегодня не налажена процедура информирования пациентов о том, что им хотят пересадить почку, которая уже была трансплантирована. «Делать это во время трансплантации было бы нечестным. Люди часто отказываются и говорят, что лучше подождут другую почку, более молодую», — говорит Формика.
В описываемом The Atlantic случае почка оказалось достаточно хорошей: от молодого донора, с хорошими показателями первого реципиента. Другой проблемой повторной пересадки является формирование рубцовой ткани на почечной артерии. Чтобы успешно осуществить трансплантацию, Вил взял у донора и фрагмент подвздошной артерии, чтобы почка могла прижиться. Таким образом, Вертис Бойс получила ткани от двух доноров сразу.
Повторная пересадка – сотни лет жизни для реципиентов
Для Вила это была вторая операция повторной пересадки почки. Это действительно редкая процедура: как сообщает American Journal of Transplantation, с 1988 по 2014 год в США было повторно пересажено 38 почек, 26 печеней и три сердца. Это слишком малые цифры, чтобы по-настоящему сравнить эффективность ретрансплантированных органов с обычными, научные данные о проблеме действительно очень скромны.
Учитывая небольшое количество реципиентов органов в сравнении с общим количеством населения, число органов, которое может быть использовано второй раз, довольно невелико. Но этот вопрос является частью важной проблемы расширения пула донорских органов.
«От 20 до 25% пациентов, живущих с пересаженной почкой, умирают, пока почка нормально работает. Эти почки могли бы дать другим людям столько лет жизни», — говорит Джеффри Вил. По его мнению, такой протокол трансплантации должен стать стандартом.
Повторная пересадка изменила жизнь Вертис Бойс. Ей больше не требуется диализ три раза в неделю, она может путешествовать и недавно посетила свадьбу своего племянника. «Мне просто хорошо, я чувствую себя свободной», — говорит она.
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: