Когда-то значок соответствия ГОСТу являлся незыблемым свидетельством высокого качества товара. Советские люди выискивали такие значки в магазинах и доверяли им безоговорочно. И были совершенно правы — ГОСТ действительно гарантировал, что все технологии производства соблюдены и вы получаете лучшее из лучшего.
фото: Михаил Ковалев
Сегодня все совсем не так. И хотя значки соответствия ГОСТу остались, во многих случаях они являются лишь маркетинговой уловкой. Что и показало расследование, проведенное Росконтролем.
ГОСТ – это государственный стандарт, который в теории гарантирует, что продукт сделан по определенной, строго выверенной технологии и соответствует всем нормативам. Но на практике ГОСТ на упаковке часто ни о чем не говорит покупателю. Ведь какой конкретно стандарт и на какую продукцию имеется в виду, производитель может и не упомянуть. И вместо масла покупатель купит растительно-сливочный спред, сделанный по всем правилам национального стандарта на спреды. И даже если все честно, и ГОСТ в маркировке соответствует продукту, вряд ли можно быть уверенными, что «гостовские» товары принципиально лучше.
Судя по тому, что впервые за долгие годы Росстандарт объявил о проверках качества «гостовских» товаров в магазинах, доверять безоговорочно нельзя никому и ничему. Подтверждают это и исследования Росконтроля, который проверил за последние три года более 300 образцов пищевой продукции, в маркировке которой был заявлен тот или иной ГОСТ. Статистика дает ответ на все вопросы…
Но сначала нужно разобраться в теории вопроса. Итак, сегодня производитель может сам выбирать — выпускать ему продукцию по ГОСТу или по собственным документам, например, ТУ (техническим условиям). В принципе, работать по ГОСТу даже проще: стандарт уже существует, сверься с рецептурой – и производи. Технические условия надо разрабатывать или покупать. Тем не менее, есть целый ряд моментов, который заставляет производителей делать выбор в пользу ТУ.
В первую очередь, это отсутствие ГОСТа на данный вид продукции. Его может не быть на многие виды детского питания, новые и нетрадиционные виды товаров, продукты, обогащенные витаминами, или имеющие в составе какие-либо нетрадиционные добавки и компоненты.
Как говорит руководитель экспертного направления Росконтроля Андрей Мосов, по сути, любой новый продукт, «ноу-хау» производителя, может выпускаться исключительно по ТУ: «Часто в привычные продукты из маркетинговых соображений добавляют востребованные у потребителей необычные ингредиенты, например, оливки, грибы. Или, следуя моде на здоровый образ жизни, снижают количество сахара и соли. Конечно, стандарта на такой товар нет. Нет его и на многие популярные, но относительно новые, виды продукции: мюсли, крабовые палочки. Одна из наиболее частых причин использования ТУ — увеличенный, по сравнению с ГОСТом, срок годности. И это не всегда недостаток продукта. Если производитель использует современные технологии и виды упаковки, что действительно позволяет сохранить продукт дольше без ущерба для качества и пищевой ценности, то это, скорее, достоинство товара».
Еще одна причина работать по техническим условиям — желание выпускать более дешевую по себестоимости продукцию со сниженными, по сравнению с ГОСТом, показателями качества и пищевой ценности. Не предусмотренными ГОСТом пищевыми добавками и более дешевыми, иногда «суррогатными», ингредиентами. Впрочем, это хотя бы честно. Многие изготовители делают аналогичный товар, но маркируют его ГОСТом, «забывая» указать запрещенный элемент на этикетке. Подобная фальсификация — одно из самых частых оснований для занесения «гостовских» товаров в чернык списки ревизоров.
Так, за три года Росконтролем были проверено 1160 пищевых продуктов 17 категорий. В том числе молочные, мясные и рыбные товары, вода, бакалея, консервы, яйца, хлебобулочные изделия и многие другие. В маркировке 311 из них был заявлен тот или иной ГОСТ. По итогам исследования, 127 «гостовских» товаров было занесено в черный список, 89 — в список товаров с замечаниями, и 95 — это примерно 30% от общего числа, соответствуют всем требованиям ГОСТ.
Самое распространенное нарушение, как мы уже писали выше – о фальсификация состава, которая одновременно является и нарушением ГОСТа. Наиболее характерно это для мясной отрасли. Производители более 50 наименований колбас и колбасных изделий «попались» на том, что добавили в свою продукцию запрещенные ГОСТом ингредиенты: крахмал, каррагинан, коллаген, частицы свиной и куриной шкурки, соевый белок. Естественно, что в составе эти ингредиенты также не были указаны.
Во всех категориях распространены отклонения от ГОСТа в части органолептических показателей, то есть вкуса, запаха, цвета, консистенции и внешнего вида продукта. Нередки нарушения и по физико-химическим показателям качества: количеству влаги, кислотности, зольности, содержанию белка и жира, реже соли или сахара. Всего в черный список и список товаров с замечаниями за несоответствие указанному в маркировке ГОСТу занесено 88% из проверенных продуктов, маркированных им.
«Если производитель действительно соблюдает указанный в маркировке стандарт, то это отнюдь не маркетинговый ход, а претензия на некий определенный уровень качества, которому производитель соответствует, — отмечает Андрей Мосов. – И такой добросовестный производитель достоин того, чтобы о нем говорить в позитивном контексте. Если экспертиза показала, что промаркированный ГОСТом товар не соответствует требованиям стандарта, то это уже расценивается как фальсификация, обман потребителя. Как правило, при этом производитель имеет дополнительную экономическую выгоду, то есть это правонарушение выходит далеко за пределы сферы маркетинга».
Итоги экспертиз подтверждают: значок ГОСТа на упаковке ничего не гарантирует. На что ориентироваться потребителю, выбирая товар в магазине? Возможно, стоит обращать внимание на дополнительную маркировку — различные знаки отличия, информацию о премиях, победах в конкурсах и так далее? На сегодняшний момент, в России зарегистрировано около 1600 систем добровольной сертификации. На основании в лучшем случае одной проверки на товары «лепят» своего рода «знаки качества». Часто экспертизу и вовсе заменяют дегустацией или голосованием комиссии, принимающей решение на основании одной ей известных критериев. Исследования неоднократно доказывали, что один и тот же товар из разных партий может иметь совершенно разное качество. Разовые проверки ничего не решают. Вывод один — контроль должен быть постоянным. В связи с чем в Росконтроле даже создали систему независимого контроля качества, предполагающий проверки товаров на регулярной основе — для пищевой продукции от 4 до 12 раз в год. Такой подход, говорят эксперты, позволяет гарантировать потребителям объективность и достоверность полученных результатов.
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: