Доступность гемодиализа (заместительной почечной терапии) в нашей стране всегда была невысокой, однако нынешнюю ситуацию эксперты называют катастрофической. Только за последний год количество гемодиализов сократилось на 2 млн. И это при том, что смертность от болезней мочеполовой системы продолжает расти.
фото: Михаил Ковалев
Примерно у 14 миллионов россиян сегодня можно диагностировать признаки хронической болезни почек (ХБП). Из-за нее 41,5 тысячи человек ежегодно становятся инвалидами. Но знают о своей болезни единицы — ведь нарушения в работе почек годами протекают незаметно. А появление симптомов часто говорит об уже крайне запущенной стадии болезни. Многие годами ходят с повышенным артериальным давлением, даже не подозревая о том, что вообще-то нужно проверить почки. И очень часто пациенты узнают о диагнозе ХБП уже тогда, когда помочь им может только диализ или трансплантация.
А диализ в нашей стране мало кому доступен. Например, в США обеспеченность им составляет 2 тысячи человек на 1 миллион населения. В Японии — 2,5 тысячи человек на 1 млн. в Европе — 1,4 тысячи человек на 1 млн. В России — 212 человек на 1 миллион. «Нормальное лекарственное обеспечение и доступ у диализу имеют в России только жители Москвы. А в регионах все очень печально. Ведь наше лечение безумно дорогое, а главное — оно требуется пожизненно, иногда лет на 30-40. Один пациент на диализе стоит государству 1-1,5 миллиона рублей в год», — говорит зав. кафедры нефрологии МГМСУ имени А. И. Евдокимова, экс-главный нефролог Москвы Наталья Томилина.
А в 2016 году, как рассказали эксперты из Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» по итогам анализа данных Росстата, количество пациентов с хронической почечной недостаточностью, которые получали лечение методом заместительной почечной терапии , уменьшилось еще больше. Хотя число мест, оборудованных для проведения гемодиализа, сохранилось на прежнем уровне. «В прошлом году в России сделалина 2 миллиона гемодиализов меньше, чем в предыдущем году, в том числе, в условиях дневного стационара — на 1,1 млн меньше. Сократилось и число пациентов, которым проводили такое лечение. Общее снижение составило 58 тыс. человек, в том числе пациентов с хронической почечной недостаточностью — 49 тыс. вряд ли это свидетельство того, что в нашей стране больше нет нуждающихся в этом жизненно важном виде медицинской помощи. К тому же летальность, вызванная болезнями мочеполовой системы, в последние четыре года неуклонно растет», — говорит директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.
Гаврилов подчеркивает, что особенно непростая ситуация с доступностью гемодиализа в регионах: «К нам не раз обращались люди с жалобами на то, что состояние здоровья не позволяет им трижды в неделю добираться до лечебного учреждения на общественном транспорте, а денег на такси не хватает. Но пропускать процедуру смертельно опасно: буквально два-три пропуска подряд могут привести к летальному исходу».
Тем временем, в начале лета в ходе Прямой Линии Президент страны Владимир Путин поручил правительству решить проблему транспортировки больных на гемодиализ. В начале июля премьер-министр Дмитрий Медведев дал указание ряду министерств и ведомств до 5 октября найти источники финансирования транспортировки пациентов от места проживания до лечебного учреждения и обратно. Судя по тому, что проблему взялись решать на столь высоком уровне, скоро все сложится.
А вот врачи призывают людей быть внимательными к своему здоровью и не доводить ситуацию до той, когда боржоми будет пить поздно. Как отмечает профессор Томилина, большинство пациентов до того, как их ставят перед фактом, что их жизнь может спасти только диализ, либо долгое время тихо терпели повышенное артериальное давление, либо имели диагноз сахарный диабет, либо повышенный уровень холестерина в крови, либо ожирение… «Примерно у четверти пациентов, которые попадают на диализ, до появления ХБП были артериальная гипертония, а почти у половины — сахарный диабет», — подтверждает заведующая отделением нейроэндокринологии и остеопатий ФГБУ «Эндокринологический научный центр» МЗ РФ Людмила Рожинская. «У нас не меньше 14 миллионов почечных больных, но к врачу обращаются в 20 раз меньше», — говорит профессор Томилина.
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях: